Главная / Статьи / Литые диски: главные параметры, особенности выбора

Литые диски: главные параметры, особенности выбора

« Назад

28.10.2016 09:25


Что нужно учесть при выборе литых дисков

Даже опытные автовладельцы порой недоумевают: на новых шинах, с новыми дисками колёса всё равно ненадежно себя ведут при высокой скорости. Когда колесо «бьёт», это не только создаёт неприятные ощущения при езде, но и плохо влияет на безопасность. Вот и создаётся ситуация: не успели купить автомобиль, а уже вынуждены ездить в шиномонтаж как на работу. Чтобы избежать этого, нужно, во-первых, покупать шины и диски у одного и того же продавца, а во-вторых, внимательно подходить к выбору, а во вторых, уметь правильно проводить расшифровку маркировки литого диска.

Итак, что такое надежный литой диск?

Это диск, прочно прикреплённый к ступице колеса. Это возможно только в том случае, если форма болта или гайки идеально совпадает с формой отверстия в литом диске. Можно ли такого добиться? Вполне — если серьезно отнестись к выбору литых дисков. Также стоит иметь представление о других важных параметрах литого диска, к которым относятся:

  1. Ширина обода. Этот параметр измеряют в дюймах. Ширина обода меньше ширины профиля шины на 25-30 процентов. К примеру, для шины профилем 195 мм (то есть 7,68 дюйма) нужно подбирать диск с шириной обода 5,5 дюйма. Здесь допустимо отклонение от нормы — от 0,5 до 1 дюйма для дисков 14 дюймов и менее, до 1,5 дюйма для дисков от 15 дюймов и более. Однако лучше подбирать диск, ширина обода которого максимально точно соответствует ширине профиля конкретной шины.
  2. Монтажный диаметр. Этот параметр измеряется в дюймах. Он должен соответствовать посадочному (то есть внутреннему) диаметру покрышки. Наиболее часто встречающиеся варианты 13, 14, 15, 16 дюймов. Однако существует явная тенденция к увеличению монтажных диаметров: например, автомобили с 13-дюймовыми дисками начинают использовать 14-дюймовые, и так далее (увеличение на 1 дюйм).Это обходится более дорого, но более чем положительно влияет на ходовые качества, потому что переход на увеличенные диски позволяет использовать низкопрофильные взаимозаменяемые шины.
  3. Диаметр центров крепёжных отверстий. Обозначается англоязычной аббревиатурой PCD. Полностью маркировка выглядит, например, так: PCD4х100. 4 — это количество отверстий, 100 — диаметр окружности, по которой они расположены. Конечно, нужно следить, чтобы эта конфигурация точно совпадала с формой ступицы: подбор «чуть большего» или «чуть меньшего» диаметра исключён.
  4. Вылет (вынос). В маркировке этому параметру соответствуют буквы ET. Измерение происходит в миллиметрах — под вылетом понимают расстояние от продольной плоскости симметрии диска до плоскости ступицы. Вылет может быть положительным (плоскость диска по сравнению с плоскостью ступицы расположена ближе к центру автомобиля), отрицательным (плоскость ступицы расположена ближе к центру автомобиля) и нулевым (диск и ступица находятся в одной плоскости). Право на существование имеют все варианты: для каждой модели оптимальным (то есть обеспечивающим максимальную устойчивость и минимальную нагрузку на подшипники) является свой вариант.

    Особенности маркировки данного параметра: проиводители, использующие английский язык, используют обозначение OFFSET, французский — DEPORT, немецкий — ET. Величина вылета может обозначаться положительным или отрицательным числом (например, 40 или -40).

  5. Диаметр центрального отверстия. Маркируется буквой D. Как правило, центральное отверстие плотно подгоняют  к ступице (зазор минимален), и диск крепко затягивается гайками или болтами. Однако покупка диска с увеличенным центральным отверстием вполне возможна: благодаря этому литой диск можно использовать на различных моделях автомобилей, а не ограничиваться конкретной моделью, как это приходится делать, покупая точно подходящие по размеру диски. Дело в том, что стандартов диаметров ступиц не существует (в отличие от стандарта диаметра центров крепёжных отверстий), что может затруднять процесс выбора диска. Чтобы компенсировать разницу диаметров, подразумевается использование переходного кольца. Эта деталь сейчас часто входит в комплект диска.

Схема расшифровки маркировки литых дисков

Маркировка литых дисков: расшифровка

Итак, давайте попробуем расшифровать пример маркировки. Непонятный неискушенному человеку набор символов 6/15 4/114,3 ЕТ46 D67.1 объясняется достаточно просто: 6 дюймов — ширина, 15 — диаметр. Число крепёжных отверстий — 14, диаметр окружности -114,3 миллиметра. Вылет положительный, 46 миллиметров. Диаметр отверстия — 67,1 миллиметра.

Как выглядит алгоритм выбора литого диска и колеса в целом?

  1. Подбираем размеры шины в соответствии с моделью автомобиля.
  2. Узнаём, какой у автомобиля PСD.
  3. В связи с этим параметром, а также шириной обода и диаметром следует совершать выбор литых дисков. Также принимаем во внимание вылет и диаметр центрального отверстия и проводим расшифровку маркировки литых дисков.
  4. Обращаем внимание на особенности дизайна диска. Это уже делается на усмотрение автовладельца — внешний вид диска не влияет на ходовые качества и безопасность, если все технические характеристики тщательно подобраны.